Фишка № 1. Необходимо в отдельной базе фиксировать дополнительную информацию о товаре
Фишка № 2. Для того, чтобы обойти ограничения, снижающие эффективность управления ТЗ, необходимо работать с портфелем контрактов
Что, кроме продаж, влияет на величину заказа? Логистическое плечо, время выполнения заказа, квант поставки. Если категорийный менеджер понимает, как это влияет на оборачиваемость, он может выстроить свою ассортиментную матрицу так, что даже товары разового потребления можно будет заказывать в необходимом количестве, но у крупного поставщика. Перераспределение портфеля может привести к незначительному увеличению цены товаров, но снизит издержки на их доставку и хранение. Если же похожие товары заказывать у небольшого поставщика, пусть даже на 5-10% дешевле, но при большом кванте и низкой частоте поставок потери от снижения оборачиваемости товарных запасов могут перекрыть выигрыш в цене.
Фишка № 3. Особые группы товара требуют специального подхода при управлении товарными запасами.
«Особые» группы товары очень часто имеют низкую оборачиваемость. Имиджевые товары, товары-индикаторы, сезонные товары, товары под СТМ розничных сетей. Имиджевые товары – дорогие товары, которые вводятся в ассортимент для подчеркивания позиционирования и даже при небольших продажах всегда должны быть в наличии.
Товары-индикаторы имеют высоко эластичный спрос и товарные запасы должны компенсировать скачки продаж при ведении ценовой борьбы с конкурентами.
Величина запаса товаров под собственными торговыми марками определяется скорее договоренностями с производителем, чем законами управления товародвижением.
При управлении остатками сезонными товарами тоже есть особенности. Высший пилотаж здесь - выйти из сезона с минимальными остатками и при этом не допустить OOS.
Я рекомендую вывести эти товары в особые группы и не учитывать при оценке оборачиваемости. Это позволит систематизировать задачи по управлению основными группами товаров и более точно управлять запасами особых товаров.
Подробнее на тренингах:
Категорийный менеджмент. Новые технологии управления ассортиментом.
https://www.liga-commersantov.ru/trenings-all/retail/catman-novie-tehnologii
А также в разделе Автоматизация, где рассказывается о разработанной Сергеем Илюхой системе автозаказа, позволяющей существенно улучшить показатели оборачиваемости запасов.
https://www.liga-commersantov.ru/uslugi-iluha/avtomatizaciy-ars