На тренинге «Успешные переговоры с торговыми сетями» мы разбирали такой кейс. Региональный производитель кондитерских изделий согласовал условия работы с закупщиком сети, ассортимент, промо и вот, когда казалось, что контракт в кармане, получил договор поставки с такой фразой: «В случае поставки некачественного товара Поставщик обязан выплатить Покупателю компенсацию за потерю деловой репутации в сумме 10 миллионов рублей".
Варианты "на троечку"
Можно запросить увеличение товарооборота или нереальный объем:
Если честно, варианты так себе... Если поставщик не монополист (а с таким объемом поставок это маловероятно), закупщик может просто отказать, сказав: "Ну и ладно, найду другого поставщика", или же применить манипуляцию: "А Вы что, собираетесь поставлять товар ненадлежащего качества?! Такой поставщик нам точно не нужен!"
Почему возникают такие ответы? Потому, что между альтернативой заменить поставщика или идти убеждать юристов, закупщик выбрал замену поставщика. Только не к юристам!!!
Так что же делать?
Шаг 1. Убедить закупщика, что поставщик важный и в целом неплохой, заменить его будет непросто. Легче договориться с юристами. Если всё получится – закупщик станет союзником поставщика в переговорах с юристами.
Шаг 2. Надо понимать, что оппонент поставщика в этих переговорах - юрист. Следовательно, надо стать партнером закупщика в переговорах с юристом об ИЗМЕНЕНИИ процедуры взимания штрафа. Т.е. оспариваем не сумму, а усложняем процедуру.
Какие возможны варианты? С точки зрения юриспруденции, процесс взимания штрафа состоит из нескольких составляющих:
Фраза для закупщика может звучать приблизительно так:
Я очень рад, что мы согласовали коммерческие условия контракта и наш товар потенциально займет нишу, которая интересна Вашим покупателям и повысит продажи в категории, но есть один нюанс. Наши юристы говорят, что в Вашем договоре недостаточно подробно описана процедура взыскания штрафа за поставки некачественного товара...
и тут возможны варианты
... некачественным товаром с точки зрения ГОСТ ... является товар... который потенциально опасен для потребителя. Если мы расшифруем понятие некачественного товара в договоре, мы готовы подписать его.
... не прописана процедура фиксации факта поставки некачественного товара. Сумма большая, поэтому, если Вы не возражаете, указываем, что проводится экспертиза с привлечением ....
и в конце обязательно необходимо предложить компромиссное решение, удобное для Вас, Закупщика и юристов сети:
Но, чтобы не усложнять договор и не затягивать переговоры, можем указать сумму штрафа 500 тыс. рублей. В этом случае наши юристы оценивают риски как незначительные и готовы согласовать Вашу редакцию договора.
Согласитесь, в этой ситуации ответ "Если не подпишете в таком виде - не будем с Вами работать" звучит несколько .... А потом уже будем договариваться с юристом, если до этого дойдет. В основном они неплохие ребята :)
Это лишь один из кейсов и одна из технологий, которую мы рассматриваем на тренингах для поставщиков. Присоединяйтесь.
Больше информации и полезные материалы здесь: