Квалификационные факторы: вы должны продемонстрировать понимание рынка, владение инсайдерской информацией, рассказать при случае об участии в знаковых мероприятиях, знании новых технологий. Продемонстрировать понимание того, как работает компания оппонента, что важно и что не важно, что выполнимо, а что трудно реализуемо.
И вот тут на первое место выходит понимание принципов категорийного менеджмента:
- каково позиционирование сети
- какие форматы используются
- какие группы покупателей являются целевыми
- как категория поможет в работе с ними
- какие технологии помогут развивать категорию
Что еще важно для доказательства компетенции? Показать, что предлагаемые решения можете реализовать только вы, и никто из конкурентов.
В моей практике неоднократно возникали ситуации, когда поставщик приходил с неплохим товаром и предлагал в целом интересный алгоритм работы, который позволял гарантированно достигнуть результата. Да вот только была одна проблема!
У него был неплохой товар, но я не верил в его компетентность и думал, что появится поставщик, который сделает это лучше.
В результате контракта не получалось.
Поэтому запомните! Ваше предложение будет принято, если вы докажете, что у вас достаточно компетенций для того, чтобы его реализовать. Т.е. не то, что вы лучше всех, а то, что нет очевидных более интересных альтернатив и проще согласиться работать с вами, чем долго искать другого исполнителя.
В противном случае произойдет как в фильме «12 стульев», когда Остап Бендер сказал Кисе Воробьянинову эпохальную фразу: «У меня есть все основания полагать, что и я один справлюсь с вашим делом».
Факторы, которые я называю, родственными взглядами: умение сосредоточиться именно на том, что важно и близко оппоненту.
Ужасно, когда продавец рассказывает о характеристиках, допустим, автомобиля «девушке-блондинке» (никакого сексизма, просто пример), а пожилому мужчине, покупающему автомобиль для поездок на дачу, о дизайне и качестве мультимедийной системы…
И последний, и, возможно, самый важный показатель компетентности:
умение уловить момент, когда оппонент будет готов перейти к обсуждению вопроса по существу. Согласитесь, самый неприятный момент в переговорах, когда вы уже готовы, допустим, перейти к обсуждению цены и условий покупки понравившегося вам автомобиля, а консультант продолжает выдавать комплименты, называть вас по имени и рассказывать о достоинствах модели и престижности марки.