Говорить о категорийном управлении ассортиментом можно лишь после того, как мы разберемся с основными понятиями. Одним из основных таких понятий является термин SKU.
РАСШИФРОВКА АББРЕВИАТУРЫ SKU
Согласно Википедии:
В розничной торговле расшифровка SKU звучит как нижний уровень учета при управлении ассортиментом. Казалось бы, он должен быть неразрывно связан с конкретным наименованием товара. Но это не совсем так. И вот тут возникает первая тонкость.
SKU (аббревиатура. англ. stock keeping unit «единица складского учёта») — устоявшийся международный термин, обозначающий идентификатор товарной позиции (артикул), единицу учёта запасов, складской номер, используемый на предприятии для формирования статистики по реализованным товарам/услугам.
При анализе продаж об SKU, как правило, говорят обезличенно:
в нашей ассортиментной матрице 10000 SKU;
мы предлагаем Вам завести в матрицу 4 SKU нашей продукции;
в данной категории надо провести ротацию 10 SKU.
При этом при замене одного товара на другой общее количество товаров и SKU не изменяется. Никому не приходит в голову сказать SKU апельсиновый сок 1л. Этот термин при наименовании единичного товара обычно не используется.
Чтобы было понятней, что такое SKU в торговле, приведем пример. Сок яблочный осветленный «Фруктовый сад» 1 л – это единица учета в торговле и, соответственно, SKU. При работе с ассортиментом все понимают, что именно это и является учетной единицей, и с ней надо работать. Но при выводе этой позиции из ассортиментной матрицы и заводе другого фактически никто не заметит изменений с точки зрения количества SKU. То есть, простыми словами, SKU в продажах – это абстрактная количественная единица товара, которая используется профессионалами для обозначения количества товара в ассортименте.
ЧЕМ SKU ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ АРТИКУЛА?
SKU очень часто путают с артикулом. Согласно тому же источнику:
Арти́кул (лат. articulus «раздел, статья») - условное обозначение, присваиваемое товару (изделию) для отражения его особенностей и его отличия от другого аналогичного вида товара, тип или род изделия (товара), а также его цифровое или буквенное обозначение (кодирование) для учёта.
В принципе, это достаточно схожие определения. На мой взгляд, артикул – это используемый в Советском Союзе аналог SKU, который так же применялся для решения задач учета, анализа статистики продаж и управления ассортиментом.
Но в отличие от термина SKU, который используется скорее как абстрактная единица, артикул жестко привязан к конкретному товару и является практически его идентификатором. При выводе товара из ассортиментной матрицы соответствующий артикул или удаляется или переносится в архив.
ЗНАЧЕНИЕ В РИТЕЙЛЕ
Аббревиатура SKU в торговле используется сегодня практически повсеместно. Она плотно вошла в повседневные будни категорийных менеджеров - подробнее об этом можно узнать на тренинге «Категорийный менеджмент. Новые технологии управления ассортиментом». Перечислим основные цели ее использования:
Для определения емкости ассортимента.
Для учета ассортимента при формировании ассортиментных матриц.
Для описания предлагаемых позиций при общении поставщика и закупщика.
Для расчета эффективности ассортимента путем расчета показателей эффективности в пересчете на SKU.