В реальности коммерческие переговоры должны заканчиваться Win-Win, и здесь надо четко понимать, что есть материальные и нематериальные, личные интересы и интересы фирмы, эмоции, симпатии и антипатии. А теперь немного о том, как поставщику правильно построить общение с закупщиком.
В 2005-2010 годах поставщики мечтали начать сотрудничество с набирающим силу ритейлом. Запрос на обучение звучал так «Что такое розничные сети и чего они хотят? Как понять закупщика и стать полезным для него?»
В 2010-2018 годах сети набрали силу. И, не смотря на периодические кризисы это было высоко конкурентное поле. Наметились лидеры, но они еще не набрали сегодняшней силы. Были сильные региональные и нишевые игроки. Практически не осталось компаний, не имеющих опыта работы с сетями. Наладились личные, иногда коррупционные связи и руководство считало, что обучение – просто дань моде. Своего рода «тимбилдинг». Чаще всего запрос на обучение звучит так "мы работаем со всеми сетями, менеджеры опытные, но хотим прокачать навыки".
Начиная с 2019 года все стало совсем не так. Появились и активно развиваются новые каналы продаж. Идет активное слияние сетей, которое уменьшает количество SKU на виртуальной полке. Лидеры рынка перестраивают свою работу, внедряя новые технологии и предъявляя новые требования к поставщикам и продуктам.
Навыки не надо прокачивать. В сегодняшней ситуации нужны новые навыки:
Остановлюсь на том, какие могут быть роли поставщика. Есть много вариантов классификации. По объемам, по доходности, по лояльности, по проблемности, по удобству работы и так далее. При переговорах все эти виды классификации являются составляющими, которые влияют, но не определяют правила игры. Проведу свою классификацию, показывающую роль поставщика и возможное влияние этой роли на ход переговоров.
Поэтому перед тем, как идти на встречу с закупщиком, оцените свой статус как поставщика и действуйте соответственно! Неправильно расставив акценты в своем предложении, вы моментально упустите шанс, которого ждали целый год.
Также приглашаем вас поучаствовать в тренинге, на котором научим вас, как вести переговоры с торговыми сетями.