Ритейл во время инфляции: что делать для минимизации потерь
Нестабильность цен негативно влияет как на восприятие покупателем цен на товары, так и на позиционирование магазина. Для многих ритейлеров это является проблемой и я хочу обозначить инфляционные проблемы и предложить пути их решения:
Проблема 1. Нет возможности закупать товары первой цены, что не позволяет делать выгодное для покупателей предложение в самом низком ценовом сегменте.
Решение:
Товар первой цены – это товар, который значительно дешевле остальных товаров основной матрицы. Возможно, рынок давно ушел «вверх», а Вы пытаетесь найти товары по старым ценам.
Отпозиционироваться по ассортименту. Если нет возможности дешево продавать те же товары, которые позиционируют как ТПЦ федеральные торговые сети – есть смысл пересмотреть потребность товара первой цены именно в этой категории, выбрать другой товар или фасовку.
Товар первой цены не обязательно должен принадлежать известному бренду. Можно выпустить товар под СТМ, импортировать самостоятельно или же договориться с небольшим амбициозным производителем. При этом есть смысл сразу сделать большую закупку.
Проблема 2. Из-за ограничений некоторые товары стали недоступны для закупки или непропорционально подорожали, став недоступными для покупателя.
Решение:
Если эти товары важны для некоторых групп наших покупателей, которых мы не хотим потерять, постараться договориться с производителем о сохранении цен или же найти недорогие аналоги.
Пересмотреть интенсивность и содержание промо плана. Смириться с тем, что в период высокой инфляции может существенно вырасти доля промо продаж и постараться оптимизировать экономическую модель категории, максимально привлекая поставщиков к финансированию промо акций.
Пересмотреть ассортиментные матрицы форматов, сконцентрировав подорожавшие товары в тех форматах магазинов, где закупаются самые «богатые» покупатели
Проблема 3. Из-за частого изменения цен покупатель не успевает к ним привыкнуть и «уходит в режим паузы», отказываясь от запланированных покупок и не доверяя акционным ценникам.
Решение:
Подробно прописать в договоре поставки порядок изменения цен. Причем лучше изменить пункт, который действовал «до», так как и сеть и поставщик понимают, что в старой редакции он невыполним.
Прогнозировать продажи и резервировать у производителя товары с фиксацией цены.
Если это невозможно, делать страховые запасы товаров, которые могут существенно подорожать или исчезнуть.
Искать варианты параллельного импорта.
Покупатель понимает, что инфляция на отдельные группы товаров может быть выше среднерыночной. Он особенно остро воспринимает изменение цен на эти товары, и цены, даже немного ниже рыночных, могут существенно улучшить ценовое позиционирование розничной сети. Подробнее об этом на on-line курсе Сергея Илюхи «Категориный менеджмент. Повышение квалификации»