Как рассчитать глубину ассортимента
категории «удобство»
Казалось бы, простой вопрос. Но ответ на него не так очевиден, как кажется. На тренингах я получаю ответы: 1, 5, 10, 15...
Давайте найдем ответ вместе.
Для чего нужны мусорные пакеты в продуктовом магазине? Этот товар относится к категории "Удобство". Он необходим для того, чтобы покупатель, если ему понадобится мусорный пакет, мог купить его у нас, а не идти в другой магазин. При этом мы понимаем, что это скорее импульсная, а не запланированная покупка, и мы не обязаны делать в этой категории (или подкатегории) супер ассортимент и лучшее ценовое предложение. Мы должны на разумных условиях удовлетворить потребность покупателя.
Дерево принятия решения о покупке мусорного пакета выглядит в нашем случае приблизительно так:
У меня закончились мусорные пакеты:
При этом требование о наличии завязок и толщине не является критичным.
Итак, для удовлетворения потребности покупателя мы должны ввести в матрицу два пакета: 30 и 60 литров, без завязок. Толщиной, допустим, 10 мкм.
Так как покупка импульсная, нет смысла демпинговать - заводим в средний сегмент.
Мы перекрыли минимальную потребность. Теперь покупатель не уйдет в другой магазин из-за того, что не смог найти у нас мусорный пакет.
Но как понять, сможем ли мы заработать больше?
Для того, чтобы ответить на вопрос, есть ли смысл развивать категорию, необходимо ввести показатель для оценки эффективности продаж и задать его целевое значение. В качестве такого показателя может быть использован:
Можно разработать свой комплексный критерий, учитывающий товарооборот, доход, продажи в шт.
Я рекомендую в качестве критерия для оценки эффективности ассортимента второстепенных товарных категорий использовать оборачиваемость товарных запасов.
Допустим, мы выбрали целевым значением оборачиваемость 30 дней (есть технология расчета целевой оборачиваемости, но об этом в другой раз). А оборачиваемость наших пакетов по итогам первого месяца продаж 10 дней. Есть смысл расширять ассортимент.
И здесь главная тонкость: каждый введенный нами дополнительно товар должен повышать наш доход в категории в случае, если покупатель купит его вместо уже имеющихся в матрице аналогов.
Шаг 1. Вводим пакеты 30 и 60 л, толщина 10 мкм с завязками. Оборачиваемость стала 15 дней. Можно расширить ассортимент.
Шаг 2. Вводим пакеты 120 л 10 мкм с завязками. Оборачиваемость 25 дней. Можно расширять ассортимент.
Шаг 3. Вводим линейку более дорогих пакетов (большей толщины или из другого материала). Рассчитываем оборачиваемость.
И так до тех пор, пока оборачиваемость будет приблизительно равна 30 дням. Если в результате наших действий она стала больше 30 - сокращаем ассортимент.
И забываем о подкатегории "мусорные пакеты" на год.
Предложенный алгоритм использует все технологии категорийного менеджмента, легко поддается автоматизации и позволяет повысить доход в категории, сохранив плановую оборачиваемость товарных запасов.
Применяйте!