И вот наступил долгожданный день, когда меня должны были посвятить в тайны ценообразования. Что же я услышал от «ответственного сотрудника» - мужчины далеко за 50? «У нас более 60 различных цен. Расчет настолько сложен, что я занимаюсь этим целыми днями. Если я начну объяснять это вам, это займет слишком много времени и не факт, что вы поймете (!). А у меня слишком много дел».
Что означает такая тирада? Вариантов несколько:
Конечно, мы преодолели этот саботаж и выполнили проект. Прибыль выросла за первые шесть месяцев на 17,9%. На поверку оказался в чистом виде один из приведенных выше вариантов.
Для чего я рассказал эту историю? Ценообразование - это один из самых эффективных инструментов повышения прибыли. И в любой, даже самой эффективной системе есть скрытые резервы, которые позволят найти 5-10-50% дополнительной прибыли.
Это инструмент, с помощью которого розничная сеть решает две задачи: привлекает покупателей и зарабатывает деньги.
Для привлечения покупателей розничная сеть дает выгодные цены на определенные значимые для покупателя товары, ради которых он готов выбрать этот магазин среди конкурентов и потратить время, отказавшись от on-lineпокупок. Это так называемые товары-индикаторы (KVI).
Так как на товары KVI цены определяет рынок и действия конкурентов, заработок на них как правило невелик. Следовательно, надо зарабатывать на остальных товарах, их еще называют товарами основной корзины или BackBasket. Эти товары хотелось бы продавать с максимальной наценкой, но не всегда это возможно. Для того, чтобы оценить возможность продавать товар по высоким ценам, необходимо оценивать эластичность спроса на него. В общем виде эластичность спроса показывает, как изменится уровень продаж при изменении розничной цены на товар. И вот тут начинаются нюансы. Допустим, за точку «0» мы принимаем среднерыночную цену данного товара. Тогда при повышении цены продажи падают, а доход на единицу растет. При снижении – продажи растут, а доход падает. Мы неоднократно исследовали эластичность спроса и выяснили, что она зависит не только от действий конкурентов, но и от позиционирования магазина, потребителей, которые составляют его целевую аудиторию, ситуации покупки. Условно, для обеспеченного мужчины, заехавшего в свой любимый магазин для того, чтобы купить готовую еду на ужин, не важно, что в 21 час будет снижение цены на 25%. Он купит все необходимое в 20.45. Для него готовая еда – товар с неэластичным спросом. Но для других групп покупателей это важно и они специально придут в магазин в 21 час. И продажи в категории вырастут в два раза, доказав, что для этих групп коэффициент эластичности равен 4 (изменение продаж 100%, изменение цены 25%).
В распоряжении розничной сети есть три инструмента работы с ценой:
Динамическое ценообразование позволяет использовать эффект «асимметричной эластичности» для повышения прибыли.
Для понимания этого, в первую очередь, надо понимать, что есть справедливая цена – цена, по которой покупатель готов совершить покупку именно в это время и в этом месте. По справедливой цене покупатель готов приобрести товар, удовлетворяющий его потребности.
Справедливая цена различна для разных групп потребителей.
Справедливая цена различна в зависимости от ситуации.
Кроме того, есть выгодная цена – цена, которая ниже воспринимаемой справедливой. По выгодной цене покупатель готов делать не только необходимые покупки, а ради получения дополнительной выгоды:
Задача динамического ценообразования – предложить товар покупателю по максимальной цене, которую он готов заплатить и считает справедливой или выгодной здесь и сейчас.
В зависимости от цены разное количество покупателей готово совершить покупку. Напомню, что есть три основных условия совершения покупки:
Устанавливая розничную цену, мы, с одной стороны, отсекаем тех, кто считает ее «несправедливой» или не готов заплатить сейчас и теряем деньги. С другой, предлагаем низкую цену тем, кто готов заплатить за этот товар больше, и теряем деньги.
В общем виде их тоже три:
По ряду критериев распознается группа покупателей и ситуация потребления, и конкретному покупателю делается предложение по максимальной цене.
Соответственно,
Большинство розничных сетей работает по модели 2. Соответственно, алгоритм следующий:
Для того, чтобы оценить эффект от динамического ценообразования, покажу простой вариант расчета для самых популярных ситуаций. При реализации автоматизированной системы ценообразования все расчеты значительно сложнее!
В общем виде формулу для расчета дохода от продаж можно представить в виде:
Где P – общий доход магазина,
Pi– доход на единицу товара, проданный покупателю из iгруппы (в нашем случае, в отличие от ценовой дискриминации и маркетинговых акций, цены одинаковы для всех групп)
Ni- количество единиц товара, проданного покупателям из iгруппы.
Покажу на моделях, за счет чего эффективно динамическое ценообразование:
1. Повышаем цену на ΔP, когда много покупателей с высоким доходом (допустим, у нас три группы покупателей) 1- доход ниже среднего, 2 – средний, 3 –высокий доход.
Новый доход:
Динамическое ценообразование будет эффективным, если потери от оттока покупателей 1 и 2 групп будут компенсированы дополнительным доходом от повышения цены в этих группах и дополнительным доходом за счет роста цены в третьей группе, количество покупателей в которой не изменилось. Здесь и дальше считаем, что покупатели, которые могли позволить себе купить товар по регулярной цене, не являются промо зависимыми, и снижение цены не является для них стимулом для совершения покупки.
Задача прогнозирования: рассчитать, при каком ΔP спрос изменится так, что падение N1 и N2 будет компенсировано ростом дохода.
2. Снижаем цену на ΔP, когда много покупателей с низким доходом.
Новый доход:
Динамическое ценообразование будет эффективным, если потери от снижения дохода в группе 2 и 3 (количество покупателей считаем неизменным) будет компенсировано доходом от продажи дополнительным покупателям из группы 1.
3. В отличие от рассмотренных ситуаций, снижение цены при проведении маркетинговых акций, допустим, при выводе на рынок нового товара или продаже остатков, показателем эффективности является количество единиц проданного товара (в чистом виде эффект эластичного спроса). В этом случае формула аналогична формуле 3, но есть два отличия:
Итак, перед тем, как внедрять динамическое ценообразование, не забудьте:
И только в том случае, если целевой показатель позволяет достигнуть результата, запускать динамическое изменение цены. Иначе – отказаться от него.
Иными словами, все очень просто. Подробнее я рассказываю на своих тренингах по ценообразованию, который можно пройти on-line в Москве 16-17 сентября или купить запись.
До встречи на тренинге и выгодных продаж!