Третий вариант стал популярным относительно недавно и основывается на ситуации потребления.
Он также имеет вид двумерной таблицы, но на первый план выходит вопрос, в какой ситуации потребитель совершает покупку. Особенно наглядна эта классификация при управлении ассортиментом
в аптечном бизнесе, где не работает ни первый вариант (болеют все, независимо от возраста и наличия детей), ни второй – какое можно получить удовольствие от покупки лекарств? Да и эксперименты тут опасны! Подробнее об этом варианте классификации я напишу в следующих статьях и расскажу на
тренинге.Соответственно, на первый план выходит ситуация потребления:
1. Для профилактики,
2. для укрепления и поддержания здоровья (ЗОЖ, занятия спортом, уход за собой),
3. по рецепту («человек со списком»),
4. при неожиданном заболевании (простуда, травма),
5. при хроническом заболевании.
Естественно, что логика принятия решения в различных ситуациях разная. И в этом случае уже написание портрета покупателя строится не по уникальным признакам, а по признакам, зависящим от ситуации. Так, для «человека с рецептом» портрет вообще будет «комбинированным». Надо понять, как выбирал лекарства человек, который писал список, и что сделать, чтобы он направил «гонца» в наш магазин, и что сделать, чтобы «гонец» пришел в нашу аптеку, если прямого указания о месте совершения покупки не было.
Аналогичную логику можно применить и к магазинам DIY:
1. Для своих нужд: мелкий ремонт, новый ремонт, улучшение быта, для выполнения работ по ремонту:
2. Индивидуальный строитель
3. Прораб
4. Снабженец…
В продуктовом магазине: ежедневная покупка, закупка на неделю, к празднику, побаловать себя, «не хватило», «импульс» и т.д.
На сегодня я считаю, этот способ классификации самым перспективным. Причем на первый план выходит не «портрет потребителя», а «портрет чека», из анализа которого можно очень много понять не о предпосылках совершения покупки, что, как ни крути, является «предположением», а о реальных результатах работы, которые показывают, как покупатель в действительности оценивает наше предложение и в какой ситуации приходит к нам. Как сказал чемпион мира по шахматам Роберт Фишер «важно не то, на сколько ходов вперед ты просчитываешь свои действия, а то, насколько верно ты оцениваешь свои силы и текущую ситуацию».
Только правильно оценив текущую ситуацию ритейлер сможет понять, с кем и как работать для того, чтобы победить в конкурентной борьбе. Поняв, как изменился покупатель, можно скорректировать позиционирование магазина.Для чего информация о структуре покупателей и ситуации потребления нужна производителю? На сегодня, на мой взгляд, многие крупные производители, работая со всеми федеральными сетями, а кроме этого с дистрибьюцией, региональными сетями и традиционной розницей, обладают в своей категории даже большей экспертизой, чем сети. Проблема в том, что менеджеры производителя не могут «продать» себя как эксперта. Эксперт делится информацией, но имеет право и давать рекомендации… Подумайте о том, как помочь сети победить в конкурентной борьбе и о том, как именно ваши товары позволят привлечь целевого потребителя или решить его задачи в типичных ситуациях, и тогда вы займете свое достойное место на полке.