Как читать информацию

для поставщиков

на сайте торговой сети

Сегодня практически все торговые сети присоединились к «Кодексу добросовестных практик» и руководствуются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»( далее «Закон о торговле»). В соответствии с ним на сайте торговой сети в открытом доступе должна содержаться полная информация относительно правил отбора контрагентов. Но все мы прекрасно понимаем, что как только будут изложены конкретные критерии отбора - все, даже заведомо непроходные поставщики, начнут предъявлять претензии и сообщать о своем соответствии одному или нескольким требованиям сети. Какой выход?

Что написано в разделе сайта: «Для поставщиков?»

Я проанализировал сайт одной из ведущих торговых сетей и сделал следующие выводы:

1
Все общение, за исключением специальных проектов (см. пункт 2), проводится через специальные формы и платформы, или же через почту info@.... Т.е. поставщика максимально «обезличивают», ослабляя тем самым его переговорную позицию.
2
В виде исключения сеть информирует о том, что нужно ей:
Так, до января 2021 года сеть приглашала поставщиков продукции со сроком годности менее 91 дня добровольно наносить на поставляемую в сеть продукцию «расширенный штрих-код». Для тех поставщиков, которые не имели явных конкурентных преимуществ, быстрое согласие участвовать в эксперименте могло стать шансом попасть на полку.
Стоит признать, что на сегодня актуальных задач нет.
3
Основная полезная информация заключена в специальном регламенте, информирующих об условиях отбора поставщиков.
Существенный плюс данного документа – четко сформулированы требования, какую информацию надо предоставить.
Коммерческое предложение, помимо заявки установленной формы, должно содержать:
  • официальное письмо с описанием истории и планов развития Поставщика, производственных мощностей Поставщика;
  • информацию о представленности продукции по регионам;
  • информацию о доле Поставщика на рынке соответствующей товарной категории;
  • рейтинги продаж продукции по регионам, предложенным для сотрудничества, с указанием предлагаемой номенклатуры на ввод;
  • возможную географию поставок;
  • прайс-листы продукции с данными по срокам годности и иными параметрам продукции (весу товарных позиций, режиму хранения, минимальному заказу, виду упаковки и параметрам транспортировки);
  • информацию о возможности предоставления вознаграждения за закупку определенного количества товаров и размер вознаграждения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ»;
  • информацию о возможности предоставления и периодах отсрочки по оплате поставленных товаров в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ».

Дополнительные требования к поставщику в торговые сети:

  1. Отсутствие «пятен» на репутации и претензий со стороны покупателей, исполнительных производств и арбитражных дел.
  2. Наличие собственного производства, складских площадей, отработанной логистики
  3. Готовность выделять дополнительные бюджеты на продвижение продукции в сети. Для продвижения товаров перечислены услуги, которые сеть может оказывать поставщику. Но они указаны отдельным пунктом, так как есть ограничения, налагаемые Законом о торговле.

Выводы из анализа требований к поставщику:

  1. Предложения, не содержащие всю необходимую информацию не будут рассмотрены
  2. Если есть «стандартные» преимущества – их надо обязательно указать.
  3. В виде дополнительной информации надо приложить коммерческое предложение, в котором указать рейтинги продаж и выгоды от сотрудничества с нами.
  4. Информацию о промо необходимо совместить с предложением.

Четко описаны критерии оценки предложения и поставщика:

При рассмотрении коммерческого предложения Компания руководствуется конкурентоспособностью предложенной цены товара, оценивает характеристики упаковки продукции, анализирует иные условия поставки (транспортно-логистические возможности, объемы и дискретность поставок и прочее), в том числе в сравнении с уже имеющимися условиями поставки аналогичной продукции и с коммерческими предложениями других Поставщиков.
При выборе Поставщика могут учитываться следующие дополнительные факторы:
  • наличие у Поставщика собственного производства и помещений для хранения готовой продукции;
  • наличие постоянного товарного запаса, который может использоваться для бесперебойных поставок продукции по заказам Компании;
  • возможность осуществления электронного документооборота с Компанией по системе EDI (подробнее - Приложение 2. К типовому договору на поставку товара с EDI. Организация электронного обмена документами);
  • наличие у Поставщика развитой транспортно-логистической инфраструктуры, способной обеспечить самостоятельную доставку товаров до мест хранения Компании и позволяющей минимизировать время доставки.

Процедура отбора – описаны действия и временные рамки принятия решения и уведомления поставщика

Указаны этапы и максимальные сроки их проведения:
  1. Уведомление об отказе – в течение 45 дней (чтобы хотя бы в это время не беспокоили зря!)
  2. Уведомление о заинтересованности и предложение прислать образцы – думаю, сразу.
  3. Проведение экспертизы товара – в течение трех месяцев.
  4. Уведомление о результатах в виде отправки договора или предложения принять участие в новом тендере – непосредственно после принятия решения.
  5. Срок уведомления о том, что товар не подошел – не регламентируется.
Ну, и небольшая «ложка дегтя» - основной критерий для принятия решения – соотношения «цена – качество», т.е. совершенно субъективный критерий, который невозможно обжаловать.

Основной способ отбора поставщиков – оценка соотношения «цена/качество»

Вывод: Процедура отбора товаров и поставщиков автоматизирована и стала прозрачней. Умный поставщик, оценив свои конкурентные преимущества, сумеет в рамках указанной формы рассказать о них и выгодах от принятия решения.
К сожалению, окончательное решение принимается по критерию «цена-качество», являющемуся субъективным.