Ошибки при управлении ассортиментом,
которые могут стоить контракта
Естественно, что свое основное внимание производитель сосредоточил на среднем сегменте и проводил акции именно по этой продукции. По итогам первых трех месяцев продажи четырех SKU в среднем ценовом сегменте, по оценке производителя, были удовлетворительные. Эконом позиции, которые планировалось использовать в качестве «паровоза» контракта, без промо не продавались.
Закупщик вызвал производителя и уведомил о том, что в связи с низкими продажами он считает, что товар не прошел тестовый период и его надо выводить из матрицы или предоставить дополнительную скидку на товары эконом сегмента. При этом договор годовой, в нем нет понятия «тестовый период» и зафиксирован ассортимент 6 SKU.
Что делать производителю?
Задача поставщика сохранить в сети всю продукцию без предоставления дополнительных скидок. В крайнем случае провести ротацию слабо продаваемых позиций.
Поставщик допустил распространенную ошибку. При формировании ассортиментного портфеля и проведении переговоров он сделал акцент на потенциально высоко оборачиваемые позиции эконом сегмента. Акценты делались именно на них и их потенциальный объем продаж.
В ходе первого периода, которые закупщик считал тестовым вне зависимости от того, что написано в договоре (3 месяца), акценты в продвижении делались на продукцию среднего сегмента, более маржинальные и сложные для вывода на рынок, но потенциально менее продаваемые. В рамках среднего сегмента задача поставщика была решена, но в целом продажи оказались ниже ожиданий закупщика.
Поставщик не анализировал общий объем продаж и своевременно не скорректировал промо план. Эконом сегмент просел.
В результате, проанализировав продажи по портфелю, категорийный менеджер пришел к выводу, что уровень продаж недостаточен и товар надо выводить из ассортиментной матрицы.
В первую очередь, необходимо определиться, какие цели сотрудничества с сетью и как вводимые в матрицу товары помогут решить эти задачи. Напомню, в любом контракте с розничной сетью, помимо желания «заработать», могут стоять разные акценты:
Соответственно, если одной из задач производителя был большой объем продаж, надо постараться сохранить позиции в эконом сегменте и принять меры для того, чтобы они начали продаваться.
Это надо сделать еще и потому, что ротация по результатам тестового периода выглядит достаточно проблематичной и связана с техническими проблемами, связанными с реализацией остатков продукции эконом сегмента.
С другой стороны, принимать предложение закупщика и давать дополнительную скидку на постоянной основе нельзя. В этом случае рентабельность контракта будет отрицательной.
Для сохранения ассортимента и выхода на требуемые объемы есть смысл вернуться к началу сотрудничества, признать свои ошибки и постараться сохранить потенциально продаваемые позиции, предложив для развития их продаж убойный промо план.
При этом обязательно необходимо понять причины, почему без дополнительных действий планируемый объем продаж не был достигнут. С вероятностью 60% причина в плохой выкладке и OOS. Продавцы в торговом зале по привычке акцентировали внимание на наличии на полках «старых» лидеров продаж в низком сегменте, в результате товар очень часто просто отсутствовал на полках.
Для того, чтобы решить задачу сохранения ассортимента поставщику необходимо:
В любом случае, решение будет принимать сеть, и очень много зависит от того, как в ходе переговоров доказать выгоду сети от принятия именно такого ассортиментного решения и доказать его безопасность и простоту реализации.
Подробнее о том, как принципы понимание закупщика поможет поставщику стать более успешным Вы можете узнать на тренинге Сергея Илюхи «Категорийный менеджмент для поставщика».