Неценовые факторы спроса

Все российские ритейлеры находятся под промо-прессом. В некоторых категориях доля продаж акционных товаров составляет 90% и более от общего товарооборота. Но при этом, когда я на тренингах спрашиваю категорийных менеджеров, зачем они проводят столько ценовых акций, они не могут дать вразумительный ответ.

Есть несколько вариантов:

  • производитель предложил. Если я не соглашусь, он проведет у конкурентов, и покупатель уйдет;
  • по нашей политике в категории должно быть не менее 20 (50) процентов товаров с «желтыми» ценниками;
  • мы проводим ценовые промо, так как это самый эффективный инструмент привлечения покупателей.

При этом, когда я прошу объяснить, сколько покупателей уйдет, как получена цифра 20% (см. выше) и почему мы не привлекаем неценовыми методами – вразумительного ответа я получить не могу.

Итак, я хочу поговорить о неценовых методах привлечения покупателей, и, как следствие, неценовых факторах спроса.

Факторы спроса – факторы, определяющие величину спроса, рассматриваемые при анализе конъюнктуры рынка и используемые для прогнозирования объемов продаж и влияния на него.

Делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым я отношу все факторы, которые влияют на полную совокупность расходов, которые должен понести потребитель для удовлетворения потребности, ради которой приобретается товар.

В первую очередь это:

  • цена товара. Количественно влияние цены на спрос определяется эластичностью спроса;
  • цена на аналогичные товары. Влияние цен на аналогичные товары на спрос на исследуемые товары характеризуется кросс эластичностью спроса;
  • цены на другие товары, которые необходимо приобрести для того, чтобы использовать товар по основному назначению;
  • также к ценовым факторам, влияющим на спрос, можно отнести цены на альтернативные товары, с помощью которых покупатель может удовлетворить свою базовую потребность.

Условно влияние этого фактора можно назвать эластичностью переключения. Например, при резком росте цен на подсолнечное масло, которое мы наблюдали этим летом, часть потребителей переключилась на оливковое (мы давно знали, что оно полезно, а тут еще и разница в цене стала менее ощутима).

Неценовые факторы спроса – это факторы, напрямую не связанные с ценой товара и расходами на его использование по назначению, но влияющие на желание покупателя купить данный товар. При этом они ослабляют внимание ценовых.

Именно поэтому я хочу поговорить о неценовых инструментах влияния на спрос. Далее я буду приводить группу факторов и давать рекомендации по их использованию для повышения продаж.

ЧТО ТАКОЕ НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА?

Маркетинговые факторы – те, которые помогают человеку сделать выбор в пользу данного товара. Во многом они определяются рекламными действиями по продвижению товара, позиционированием магазина, предлагаемым сервисом.

  1. Информированность покупателя о потребительских свойствах товара – влияет на выбор товара из других аналогичных товаров
  2. Соответствие заявленных характеристик озвученных в информации о нем – влияет на удовлетворенность от покупки и вероятность совершения повторной покупки.
  3. Имидж торговой марки – влияет на доверие к товару, престиж покупки, безопасность потребления, гарантию получения ожидаемого результата.
  4. Репутация места покупки – является дополнительным фактором выбора в случае, если аналогичные товары продаются в разных магазинах (каналах продаж).
  5. Удобство совершения покупки (удовлетворения потребности) – набор факторов, которые напрямую не связаны с расходами (допустим, затраты времени на поиск товара в магазине, или, допустим, на разморозку мяса перед приготовлением).
  6. Престиж совершения покупки – возможность «порадовать» себя не только удовлетворив потребность с помощью товара, но и поднять свой имидж в глазах окружающих.
  7. Доступность товара – информация о возможности дефицита или ажиотажный спрос стимулируют спрос.

Вторую группу факторов можно назвать общественными или социальными. Это совокупность традиций и общественного мнения, которые формируют отношение к товарной категории и процессу потребления товара и влияют на спрос на него.

  • традиции потребления;
  • демографические изменения;
  • мода на потребление и т.д.

Так как повлиять на эти факторы достаточно сложно, их надо учитывать при формировании ассортиментной матрицы, ценообразовании, выборе программы продвижения и определении содержания рекламных акций.

Третья группа факторов связана с покупательной способностью. Доступность денежных средств делает товары более доступными и приводит или к увеличению потребления тех товаров, которые покупатели традиционно приобретали, или же приводят новых покупателей в более премиальные сегменты.

К этим, назовем так, экономическим факторам, можно отнести:

  • повышение уровня доходов домохозяйства (рост зарплаты, появление дополнительного работника в семье (выросли дети);
  • снижение доли общих расходов домохозяйства, что позволяет повысить бюджет на покупки;
  • финансовые меры социальной поддержки;
  • дотации от государства на покупки определенных групп товара;
  • доступность кредитов.

Следующая группа связана с неценовыми факторами, влияющими на ситуацию потребления.

  • психологические факторы: ожидание подорожания, возможность дефицита и т.д.;
  • погодные факторы: изменения погоды, которые могут создать ситуации повышения спроса (например, в жару возрастает спрос на воду и товары для отдыха, в мороз – на теплую одежду и обогреватели и т.д.);
  • действия государства, которые могут повлиять на уровень цен или доступность товаров.

ВЛИЯНИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ

Неценовые факторы оказывают влияние на принятие решения о покупке. И здесь есть два механизма влияния:

  1. Покупка становится более доступной. Повышение уровня дохода, доступность денежных средств повышает спрос на товары, делая их более доступными при неизменной цене.
  2. Покупка становится более желанной. Создание дополнительных ценностей товара с помощью маркетинговых факторов, создания моды, возникновения ситуаций, когда в этих товарах возникает нужда, повышает воспринимаемую ценность товаров и приводит к тому, что при неизменной цене покупатель воспринимает их цену как более выгодную.

Как видно из приведенного выше списка, магазин может влиять на спрос только с помощью маркетинговых факторов. Остальные три группы не поддаются влиянию локального торгового предприятия (оно не сможет изменить традиции или создать моду на продукт). Магазин должен предвидеть и оценивать тенденции, влияющие на изменение спроса, и принять меры для его своевременного удовлетворения.

КАК МАГАЗИНУ ПОВЛИЯТЬ НА ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА

Магазин в основном может повлиять на маркетинговые факторы спроса. Но при этом надо учитывать, что любое действие по неценовому воздействию на спрос должно приводить к измеримому количественному результату. Кроме того, если проводимые мероприятия приведут не только к развитию продаж в магазине, но и раскрутке определенного бренда, – надо активно привлекать к продвижению владельца продвигаемой торговой марки.

Магазин в основном может повлиять на маркетинговые факторы спроса. Но при этом надо учитывать, что любое действие по неценовому воздействию на спрос должно приводить к измеримому количественному результату. Кроме того, если проводимые мероприятия приведут не только к развитию продаж в магазине, но и раскрутке определенного бренда, – надо активно привлекать к продвижению владельца продвигаемой торговой марки.

Возможные мероприятия:
  • дегустации;
  • повышение лояльности к торговой марке через потребительские сообщества;
  • проведение конкурсов и сравнительных тестов;
  • усиление позиционирования магазина как самого лучшего продавца товаров данной группы;
  • предоставление дополнительного сервиса и гарантий.

УЧЕТ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ

В УПРАВЛЕНИИ АССОРТИМЕНТОМ

У розничного магазина есть два эффективных инструмента учета неценовых факторов спроса при управлении ассортиментом.
Первый путь: учет и прогнозирование влияния на рынок неценовых немаркетинговых факторов. Необходимо следить за ситуацией на рынке, действиями государства, возможностью возникновения дефицита и ажиотажного спроса для того, чтобы в нужный момент пополнить товарные запасы, ввести в ассортимент более премиальные товары, возможно, повысить цены.
Второй путь: целенаправленное влияние на свою целевую аудиторию с целью переключения ее внимание на определенные товарные категории, бренды, наименования товара. В этом случае необходимо точное понимание своей целевой аудитории, точная количественная оценка ожидаемого краткосрочного результата (горизонт планирования до 6 месяцев), перспективного результата и расходов, которые придется понести. И, конечно, понимать, с кем можно разделить расходы на влияние на продажи с помощью неценовых факторов спроса, а еще лучше, на кого их переложить.