Казалось бы, все прекрасно знают, как правильно вести переговоры: надо назначить встречу, встретиться, поговорить и подписать выгодный контракт. Но все просто только на бумаге. В этой статье я расскажу несколько инсайдов, которые позволят сделать Ваши переговоры значительно более эффективными.
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕРЕГОВОРАМ
Правильная подготовка к переговорам – залог успеха. Как правило, переговоры требуются, если перед нами стоит коммерческая задача. В этом случае перед началом переговоров надо точно обозначить задачу:
сформулировать суть проблемы;
рассмотреть альтернативные решения;
выбрать оптимальное решение;
рассмотреть партнеров для реализации;
выбрать партнера;
описать результат переговоров максимальным количеством показателей;
указать поле торга по каждому из показателей;
составить несколько вариантов моделей контракта.
ВЫБОР МОМЕНТА
Большинство переговорщиков начинает переговоры в тот момент, когда у них возникла потребность в решении стоящей перед ними задачи. Эта тактика оправдана в случае, если задача срочная. Если же задача не срочная, то надо выбрать правильный момент для начала переговоров.
Лучше всего начинать переговоры в следующих ситуациях:
у Вашего потенциального партнера идет переговорная кампания, когда решаются именно такие вопросы;
у Вашего потенциального партнера возникла проблема, которую Вы можете решить;
у Вашего потенциального партнера возникла задача, которую Вы можете помочь решить;
Ваш потенциальный партнер сам обратился к Вам. Возможно, по другому вопросу.
В этих ситуациях легче начать диалог и коммерческие переговоры о сотрудничестве.
ТЕМА
Договориться о встрече – не простая задача. Я разделяю коммерческие переговоры на следующие обязательные этапы (Рис.1)
Как видите, имея в виду свои цели, – очень важно правильно озвучить тему встречи. Многие переговорщики в момент, кода достигают договоренность о начале переговоров, напрямую озвучивают свою цель:
«Давайте начнем поставки»;
«Давайте обсудим условия работы»;
обсуждение расширения ассортимента;
«Передадим Вам уведомление о повышении цены».
Я считаю, что у назначения встречи «в лоб» есть два недостатка:
При такой постановке вопроса оппонент может сразу отказаться от встречи, так как он еще не услышал Вашу презентацию и не мог оценить всех выгод от сотрудничества.
Даже если он согласится на встречу, он сможет детально подготовиться к переговорам, собрав как положительную, так и негативную информацию. Кроме того, когда тема полностью озвучена заранее, Вы теряете шанс произвести ВАУ эффект.