Манипуляции в процессе коммерческих переговоров

Любой, кто проводит коммерческие переговоры, независимо от того, поставщик он или покупатель, сталкивался с ситуацией, когда понимал, что им манипулируют. Основной признак манипуляции: Вы начинаете делать не то, что планировали и просчитали, а то, что от Вас хотят. Причем не потому, что это выгодно, а потому, что не сделать этого нельзя: стыдно, неприлично, непорядочно, просто недопустимо. Результат – невыгодная сделка.
Так что же такое манипуляция? Почему нами манипулируют? Как защитить себя от манипуляторов? Как противостоять, если все же «подставились»? Об этом я кратко расскажу в этой статье.

ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРАХ?

В общем виде манипуляция - это побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо под действием эмоций и принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнёром своих собственных целей без проведения расчетов.
Основные принципы манипуляции:
  1. В манипуляции не очень много участников. Чаще всего двое: манипулятор – человек, оказывающий влияние, и манипулируемый – человек, подвергающийся влиянию.
  2. Манипулятор не боится испортить отношения.
  3. Для осуществления воздействия у манипулируемого должны быть слабости, которые делают его уязвимым, – «мишени воздействия». Манипуляция – это вид духовного или психологического воздействия.
  4. Манипулятор скрывает факт манипуляции (психологического воздействия).
  5. Истинные цели манипулятора или скрыты, или информация о них подается как некое действие, которое должно компенсировать манипулирующее воздействие.
  6. Данный процесс предполагает игру на человеческих слабостях – «мишенях воздействия».
  7. В результате жертва осознает мысли манипулятора как свои собственные или же манипулятор не оставляет жертве никаких вариантов действий, кроме тех, которых добивается.
  8. Побуждение к совершению определенного действия, которое жертва изначально не планировала. Результат манипуляции не может быть объяснен логически.
  9. При крупных контрактах, когда в принятии и исполнении договоренностей задействовано большое количество людей, применение манипуляций эффективно только в отношении лица, принимающего решения бесконтрольно.

ПРИЗНАКИ МАНИПУЛЯЦИИ В ПЕРЕГОВОРАХ

Манипуляция – это нестандартный способ ведения переговоров, поэтому опытные переговорщики легко выявляют её.
  1. При начале манипуляции манипулятор меняет свое поведение: демонстративно утрачивает или проявляет интерес к обсуждаемому вопросу, делает неожиданные предложения, начинает рассказывать «странные» истории. Это происходит потому, что он обнаружил уязвимость в позиции оппонента и для начала манипуляции ему необходимо получить соответствующий статус.
  2. Объект манипуляции испытывает дискомфорт, понимает, что ему не дают возможности аргументировать свою позицию.
  3. Объект манипуляции понимает, что делает не то, что планировал и отдает больше, чем собирался.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОЗМОЖНО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИЙ?

Во-первых, манипулятор должен получить для себя определенный статус, который предоставит ему право общаться с жертвой на уровне эмоций.
Я выделил для себя шесть основных статусов манипулятора:
  1. ЭКСПЕРТ – выявляет некомпетентность, возмущается этим. Выводит обманщика на чистую воду. Негативно оценивает предложение.
  2. СУДЬЯ – наказывает за нарушение, оценивает решения и репутацию. Обвиняет.
  3. ЖЕРТВА – пострадал по нашей вине. Вызывает чувство вины или жалости
  4. МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК - предлагает прийти на помощь и помочь решить непреодолимые проблемы: соответствовать регламентам, выполнить указания руководства.
  5. БЛАГОДЕТЕЛЬ – готов прийти на помощь и помочь решить любую задачу, защитить от превратностей судьбы и гнева руководства.
  6. ДРУГ-ПАРТНЕР – предлагает оказать содействие «по дружбе» или потому, что «мы партнеры».
Во-вторых, объект манипуляции должен быть уязвим. Невозможно манипулировать любым человеком. Жертва манипуляции должна чего-то хотеть или бояться настолько, что манипулятор сможет отключить его мозг и от вычислений перейти к эмоциональному общению.
Есть несколько вариантов мотивации, которые делают переговорщика уязвимым для манипуляций:
1
Желание показать (сохранить) статус
Существует несколько статусов переговорщика, которыми он может дорожить и которые захочет сохранить в ходе переговоров.
Вариант 1. Супер переговорщик. Этот статус обычно присваивает себе руководитель, когда проводит переговоры в присутствии подчиненных. Роль манипулятора - «ЭКСПЕРТ».
Рассмотрим манипуляции в переговорах, примеры которых встречались в моей практике.
Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда «босс» начинал переговоры фразой:
«Ну что тут у Вас происходит? Мне подчиненные сообщили, что не смогли договориться, и вот я приехал сам…»
Я отвечал приблизительно так:
«Отлично, я Вас очень ждал! Я сделал Вашим сотрудникам отличное предложение, а они ничего не поняли. Но такой профессионал, как Вы, обязательно оценит все выгоды предложения…»
У босса есть вариант поспорить, но значительно чаще он, понимая, что я могу его тоже «обвинить в некомпетентности», говорил:
«Ну, что же Вы не рассказали мне все детали предложения Сергея Александровича… Чтобы завтра был подписан договор!»
Вариант 2. Супер-специалист. Переговорщик приходит на встречу и самозабвенно рассказывает о своих успехах и достижениях. Ваша роль - «Партнер».
«Отлично, что Вы такой специалист. Хотя мне очень странно, что Вы предлагаете такие условия! Как специалист, Вы понимаете, что и я понимаю, что Вы оставляете для себя поле торга. Поэтому предлагаю Вам уважать наш профессионализм, не тратить зря время и сразу предложить нормальные условия...»
2
Желание обязательно решить задачу
Слишком сильная мотивация лица, ведущего переговоры, возникает в нескольких случаях:
Вариант 1. Переговорщику очень нравятся бонусы и другие последствия, которые в результате сделки получит лично он.
Вариант 2. Переговорщик является «фанатом» предлагаемого решения или своего продукта.
В этих ситуациях манипулятору удобнее всего занять позицию Благодетеля и сказать, что решение очень сложно, но он поможет обойти препоны системы при условии...
Или же выбрать роль Маленького человека и сказать, что он этот вопрос решить не может: «Положительное решение может принять только руководитель, а идти к нему без «Вау-решения» я не могу…»
Переговорщик очень боится последствий, которые наступят лично для него, если сделка не будет заключена.
В ситуации 3 лучше всего подходит роль Благодетеля.
«Ну, Вы же понимаете, что я легко могу отказать, и тогда у Вас будут проблемы… Давайте подумаем, что Вы готовы сделать для подписания контракта…»
3
Некомпетентность и желание переложить ответственность за решение
Вариант 1. Вы доминируете в переговорах в статусе Эксперта. Рассказываете, как вы с партнером заработаете деньги, но в определенный момент ставите сложную, лучше нерешаемую задачу и говорите, что для подписания контракта эту задачу должен решить Ваш оппонент. Привыкнув, что все делают за него, он попробует «уговорить» Вас сделать и это.
Вариант 2. Эксперт. Доминируя, убедить оппонента в завышенных результатах сотрудничества, получая периодически подтверждения от оппонента, как эксперта, а потом потребовать «долю» от предполагаемого результата «по предоплате», закончив фразу словами «Или Вы меня обманули и неправильно оценили…»
Подобные манипуляции возможны.
4
Желание загладить вину
Вариант 1. Это самая распространенная манипуляция, основанная на том, что манипулятор выбирает роль жертвы и рассказывает о якобы допущенном нарушении и тех карах и гонениях, которым он подвергся по вине манипулируемого. После этого «мяч передается» оппоненту для того, чтобы он предложил варианты, как он может загладить свою вину, или же четко сформулировать вариант компенсации.
Вариант 2: Роль - Судья или Эксперт. Предложение принимается негативно, и манипулятор всем своим видом показывает, что от «такого хорошего человека» или «от такой богатой фирмы» ожидал значительно больше…
5
Желание дружить или сохранить отношения
Роль Друг-Партнер. Тоже частая манипуляция, более присущая переговорам в семье или родителей с детьми, чем деловым переговорам. Она основанная на том, что объект манипуляции старается понравиться, быть другом и партнером. В результате, если манипулятор начинает переговоры словами: «Слушай, помоги по дружбе!!!», или заканчивает просьбу словами: «Ты же не подведешь меня! Мы же партнеры!!!»
Это лишь немногие варианты и техники. На самом деле их великое множество, и практически не одни переговоры в ситуации, когда одна сторона имеет значительно более сильную позицию, не обходятся без манипуляций.
Жесткими переговорами я называю переговоры, в которых одна из сторон лишает оппонента права голоса и полностью доминирует. При этом доминирование может быть разовым, когда техники применяются только в единичном случае, или же полное доминирование.
Полное доминирование в контракте заключается в постоянном подавлении оппонента. Негативная реакция на все предложении, постоянные обвинения в низкой лояльности и некомпетентности приводят к заниженной самооценке оппонента и делают его послушным.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МАНИПУЛЯЦИЯМ. ПРИМЕРЫ.

Рассмотрим манипуляции в переговорах и способы противодействия им на практике.
Как я говорил ранее, главная цель манипуляции – сделать так, чтобы объект манипуляции перестал мыслить конструктивно.
Соответственно, для противодействия влиянию необходимо выявить его и вернуть переговоры в конструктивное русло: проигнорировать эмоции, указать на недопустимость манипуляции, снять ее предпосылки и т.д. Главное – вернуться к переговорам на уровне аргументации.
Допустим, поставщик сорвал поставку. Вопрос вроде бы решился, но когда поставщик принес уведомление о повышении цены поставки, и тут закупщик отвечает:
«Я понимаю, что для Вас очень важно провести переоценку (повышение важности обсуждаемого вопроса для оппонента). Но сейчас все изменения цены идут через коммерческого директора (повышение сложности решения вопроса). А он еще помнит, как Вы сорвали поставку. Меня из-за вас тогда чуть не уволили. Давайте отложим переоценку, а то если я пойду с вашим вопросом, меня точно уволят или оштрафуют. Вы же этого не хотите? Я точно не хочу (чувство вины поставщика, сочувствие, дружба)
Варианты ответа:
  1. Игнорирование: «Не уволят!!! Тот вопрос мы закрыли, а вот тут у нас обоснование цены и мониторинг».
  2. Недопустимость: «Ну, ваш коммерческий, конечно, жесткий. Но мы же не можем ставить работу целой компании в зависимость от того, какое у него настроение. А вопрос с недовозом мы закрыли. Он сам сказал, что претензий нет».
Возможно множество других вариантов, главное – не подставляться. Если же стали объектом манипуляции – действуйте по обстановке и не забывайте считать. Это же коммерческие переговоры!