Как использовать статистику сети
в переговорах
Мы закупили у независимых проверенных источников АВС анализ по молочным подкатегориям одной известной сети. Проработали отчёт, нашли реальные пути для движения и аргументированного предложения. Но байер на встрече сказал, что наши данные неверные, у него другие данные и просил больше не ссылаться на АВС анализ.
Ну что сказать… Произошло то, что и должно было произойти!
Сразу оговорюсь, что не буду озвучивать свое отношение к тем, кто торгует коммерческой информацией и давать правовую оценку их действиям. Но, раз уж такое явление существует, примем условия кейса и рассмотрим его более подробно.
Начать сотрудничество и ввести товар в ассортиментную матрицу розничной сети.
Исследование показало:
Выводы из анализа ситуации:
При этом одним из важных требований к используемым в переговорах доказательствам должна быть их объективность и «нейтральность», а также возможность показать их в открытом доступе или посмотреть сеть, на которую ссылается поставщик.
Кроме того, связанные с доказательствами обстоятельства не должны вызывать негативных эмоций у закупщика.
Ссылка же для обоснования своей позиции на внутреннюю (секретную!!!) статистику сети «нервирует» закупщика целых два раза:
Соответственно, он начинает негативно относиться к такому поставщику и занимает неконструктивную, оборонительную позицию, призванную устранить неудобство ситуации и быстрее закончить этот неприятный разговор.
Стоит задача ввести товар в основную матрицу. Для ее решения необходимо изменить подход и пройти полный цикл борьбы за место на полке, который я описывал в кейсе №1.
Для формирования эффективного предложения я рекомендую составить портрет товарной категории. Наличие статистики продаж поможет сделать это более корректно.
Напомню, категорийный менеджер при проведении переговоров идет по пути: контракт-категория-товар. По этому же пути необходимо идти при разработке своего коммерческого предложения.
Для составления портрета товарной категории в первую очередь необходимо распределить все товары по производителям (если есть крупный дистрибьютор, который поставляет товары нескольких производителей - учесть это).
После этого выделить самые продаваемые товары в категории (категория А по АВС анализу товарооборота) – эти товары будут являться генераторами оборота.
После этого надо проанализировать остальные товары, поставляемые поставщиком генераторов оборота. Если эти товары практически не продаются - они были введены в матрицу для получения хороших условий по генераторам оборота и являются генераторами бонуса.
Так же в матрице есть широко рекламируемые и местные товары. Эти товары покупатель очень надеется увидеть на полке магазина. Они формируют лояльность.
Более подробно о формировании ассортимента категории можно прочитать здесь.
Остальные товары в большинстве случаев введены в ассортиментную матрицу для того, чтобы или представить определенные ассортиментные направления внутри товарной категории, или для того, чтобы создать гармоничный ценовой ряд (сделать интересное предложение во всех ценовых сегментах). Эти товары я называю ассортиментными.
Ассортиментные товары могут быть легко заменены на аналогичные и являются самым удобным объектом для атаки.
Отдельную группу составляют «новинки» и товары, введенные на «in-out». Пытаться встать на их место бессмысленно, так как они введены в матрицу недавно и не будут выведены, пока не выполнят свою роль.
Каждому товару в матрице при составлении портрета категории должна быть присвоена роль.
Статистика продаж и мониторинг полок магазина позволяют проверить правильность назначенных нами ролей.
После этого выбирается объект для атаки.
Лучше всего становиться на полку вместо поставщика, в «портфеле» которого только ассортиментные товары. Но при этом должен выполняться ряд условий:
А вот тут наступает время доказательств. При входе на полку помогает или рассказ о том, как хорошо вы продаетесь в сетях, информация о продажах в которых доступна байеру. Или же широкая известность товара, допустим, телевизионная реклама.
Другой вариант - использование арифметики в переговорах, но это отдельная, достаточно сложная, но очень эффективная технология. Ей я обучаю на своих тренингах.
Информацию о продажах в сети можно использовать для выявления дезинформации в переговорах или же для доказательства своих аргументов фразами вроде:
«По нашей статистике товары … имеют не очень большую долю в продажах. Думаю, у Вас аналогичная ситуация...»
Еще раз повторюсь: прямое использование статистики сети в переговорах вызывает у категорийного менеджера негативные эмоции и усложняет достижение соглашения.
Если же говорить об опыте лидеров и сказать, что, наверное, у вас такая же ситуация, закупщик понимает, что управляет ассортиментом правильно, и переговоры пройдут более конструктивно.