Как поставщику договориться с закупщиком о цене на полке

При поставке товара в торговую сеть поставщик рассчитывает, по какой цене товар будет поставляться, какая будет розничная цена, сколько и каких можно будет провести промо и, исходя из этого, рассчитывает объем продаж.
Но, как только начинаются переговоры, все идет не по плану:
  1. Закупщик требует скидку, в результате чего денег на промо не остается
  2. Закупщик требует скидку и транслирует ее на полку, нарушая позиционирование товара по отношению к другим сетям и каналам сбыта
  3. Закупщик выставляет товар KVI или первой цены, что делает его продажи непредсказуемыми
  4. Закупщик говорит – что его полка – его территория и ставит на товар слишком высокую наценку
  5. Закупщик отказывается от промо и просит «чистую» цену, а затем ставит высокую наценку.

Вариантов «не попасть» в ценовую модель много. Сначала расскажу об истоках проблемы, а затем предложу несколько сценариев решения проблемы в зависимости от особенностей ценообразования в сети.

Какая ошибка поставщика приводит к жестким переговорам о цене

Как поставщику договориться с закупщиком о цене на полке
Предлагая ввести свои товары в ассортимент торговой сети девяносто девять процентов поставщиков используют следующую модель аргументации:
  • У нас отличны завод
  • Мы произвели отличный товар
  • Его хочет потребитель
  • …….
  • Мы будем продаваться по … шт. из торговой точки
  • Ваш доход составит ….
Эта презентация содержит множество недостатков, главный из которых – нет сравнения с конкурентами. Речь идет о доходах, а не о преимуществах и выгодах.
Закупщик не видит своих выгод и с большой вероятностью применит один из сценариев получения скидки, которые можно определить формулой «проси запредельно. Пусть уходит…»:
  • Дорого
  • Конкуренты дали цену лучше
  • По такой цене не будет продаваться.
Как поставщику избежать такой ситуации? Об этом расскажу ниже и на on-line курсе 17 октября

О чем говорить, если появилась возможность обсудить роль товара

Для того, чтобы правильно провести переговоры, необходимо определить, по какому признаку дифференцируются товары для определения величины наценки.
  1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО РОЛИ ТОВАРА
От того, на какую роль введет закупщик товар, во многом зависит его дальнейшая судьба. Какие сценарии переговоров могут качнуть чашу весов в пользу поставщика? Примеры целей в зависимости от роли.

Товар первой цены – самая сложная тема, так как никому не выгодно продавать этот товар – ни сети (она хочет продавать более дорогие и доходные товары), ни производителю – зачем ему статус «самый дешевый»? Поэтому от такого статуса я предлагаю бежать или же попробовать создать сбалансированный портфель, дополнив ТПЦ, являющийся в рамках портфеля товаром-локомотивом, более рентабельными для производителя товарами.

Товар KVI – розничная цена товара выставляется по итогам мониторинга конкурентов. Способов повышения дохода сети для производителя два:

Предоставить сети низкую закупочную цену для того, чтобы она могла хотя бы немного зарабатывать. Но надо понимать, что в любом случае наценка будет ниже, чем в среднем по категории.

Убедить, что даже при небольшой наценке высокие продажи в штуках обеспечат трафик в сеть и нормативный доход.

Моя рекомендация при таких ролях товара для поставщика: убедить, что для назначения на эти роли есть более «достойные» товары или же, наоборот, убедить, что товар незаменим и за счет этого локомотива максимально расширить ассортимент.
Здесь задача поставщика сводится к убеждению закупщика поставить на его товары «комфортную» наценку, которая позволит товару попасть в требуемую ценовую нишу на полке. В этом случае предмет переговоров – величина наценки. Но как повлиять на нее, если в торговой сети ценообразование автоматизировано?
Единственный показатель, на который может повлиять поставщик – роль товара.
Роли нового товара определяется «экспертно»
Имиджевый – высокая наценка. Товар привлекает внимание своей недоступностью
Ассортиментный «уникальный» - высокая наценка. Товар не представлен у конкурентов, поэтому трудно определить ее справедливую цену и можно заработать.
Ассортиментный «известный» – цены устанавливаются по мониторингу конкурентов. Средняя наценка.
Лучшее место для поставщика «ассортиментный известный» вменяемая наценка позволяет обеспечить объем продаж.

2. Ценообразование от уровня продаж

Как поставщику договориться с закупщиком о цене на полке
В некоторых торговых сетях уровень наценки определяется в зависимости от уровня продаж. Закупщик может объяснять это двумя способами:
  1. Товар хорошо продается, он узнаваем и покупатель может промониторить цены. Чем узнаваемей товар, тем ниже наценка.
  2. Мы должны зарабатывать на каждом товаре, поэтому если продажи большие – зарабатываем на объеме, если продажи низкие – надо ставить высокую.

Сценарий борьбы за низкую наценку:
  1. Узнать, когда производится «замер» уходимости
  2. Постараться к этому моменту обеспечить высокие продажи своего товара (промо и т.п.)
  3. Обосновать желаемую величину наценки через совокупный доход.

3. Ценообразование от премиальности товара

В некоторых торговых сетях используется дифференцированная наценка по сегментам.
Вариант 1. Это премиальный товар. Покупатель готов за него платить. Ставим высокую наценку.
Вариант 2. У нас есть норматив по доходу от SKU, и если товар дорогой, то на него можно наценить меньше, так как доход в рублях все равно будет высокий.
Сценарий борьбы за низкую наценку:
  1. Определяем, какая методика ценообразования используется
  2. Определяем границы сегментов, при переходе через который изменяется методика ценообразования
  3. Предлагаем цену поставки, при которой попадаем в соответствующий ценовой сегмент и имеем желательную наценку.

Подробнее на on-line курсе «Переговоры с закупщиком о цене», который стартует 17 октября
Хотите записаться на обучение?