Как поставщику
стать капитаном категории?
«Сергей, нам очень понравилась описанная в твоей книге практика деления поставщиков в зависимости от их роли. Реально это так! Мы чувствовали, что нам чего-то не хватает для выстраивания по-настоящему доверительных отношений с закупщиком, но не понимали чего. Теперь всё понятно! Мы хотим быть капитаном категории «Колбасные изделия». Нужна твоя помощь!»
Идея, в целом, неплохая. Капитан категории пользуется особым доверием закупщика и имеет больше возможностей для проверки новинок и промо. Но стать им, особенно в колбасной категории, где высока конкуренция и нет явного лидера, непросто. Это тема для сложного проекта, основные моменты которого я хочу разобрать в качестве кейса.
Стать капитаном категории, т.е. главным поставщиком розничной сети в категории, с правом определять стратегию развития категории, ассортимент, стратегию развития и прочее.
Для того, чтобы производитель стал капитаном категории, должно произойти несколько событий:
В первую очередь разберем, почему сеть введет капитана. Очевидно, это произойдет в том случае, если капитан сделает категорию более привлекательной для покупателя, прибыльной для сети, комфортной для управления закупщиком при решении его задач.
Основные задачи категорийного менеджера:
Как видите, ситуация сложная. Не во всех категориях сеть готова назначить капитана.
В какую же категорию идти? Целевую, основную, удобство, специальную, сезонную? Сложность «капитанства» в разных категориях подразумевает разные дивиденды, но и разную ответственность.
Капитан целевой категории обязан будет гарантировать как минимум сохранение совокупного дохода в категории. При этом для достижения своих целей он должен будет изменять планограммы, а другие сильные производители будут противостоять этому. Вероятно ухудшение условий контрактов. Следовательно, капитанство надо начинать.
Второй важный вопрос: Как будем доказывать свою экспертность и право руководить категорией? Почему в качестве капитана категорийный менеджер выберет именно нас? Может быть, выслушав наши предложения, он предложит «покапитанствовать» вашему более успешному конкуренту?
Доказательствами компетентности может служить история сотрудничества, высокие продажи, отличный сервис, успешно реализованные в других сетях проекты.
Если же вы не можете найти категории, соответствующие первой группе требований и сами не соответствуете требованиям из второй группы – вам еще рано быть капитаном категории.
Подробнее о том, как принципы понимание закупщика поможет поставщику стать более успешным Вы можете узнать на тренинге Сергея Илюхи «Категорийный менеджмент для поставщика».