Вернемся к классическому определению эластичности спроса.
Эластичность спроса показывает, как изменяется количество продаж товара при изменении его цены. В данном контексте эластичность «плоское» понятие, которое показывает, как бы продавался товар, если бы покупатель «находился в вакууме» и принимал только одно решение: купить для сегодняшнего потребления, купить больше чем необходимо для создания запаса, отказаться от покупки.
В реальности, как я уже писал, покупатель, двигаясь по своему «дереву принятия решения», делает несколько выборов:
- в первую очередь выбирает способ покупки,
- затем место покупки,
- затем категорию товара,
- затем товар.
Первые два вида эластичности предполагают, что «товаром» является магазин. Эластичность спроса «по способу покупки» предполагает, что покупатель выбирает между пятью вариантами:
- вырастить продукт или ингредиенты самостоятельно (не покупать),
- купить продукт или ингредиенты с доставкой,
- купить продукт или ингредиенты в магазине,
- купить готовое блюдо
- отложить покупку.
При этом оцениваются способы удовлетворения потребности и совокупные затраты на удовлетворение потребности. При оценке степени удовлетворения потребности учитывается:
Критерии и степень удовлетворения потребности:- Соответствие потребности
- Безопасность способа (соответствие минимальным требованиям. Уровень гарантий, получаемый при тех же затратах)
- Престижность способа (соответствие минимальным требованиям. Уровень «престижности», получаемый при тех же затратах)
- Удовольствие от совершения покупки (совокупность предлагаемого сервиса, консультации, возможность выбора, возможность получить дополнительную выгоду)
- Удобство совершения покупки
К затратам на совершение покупки можно отнести: - Расход денег на покупку товара
- Дополнительные расходы (на поездку, на упаковку, на оплату дополнительного сервиса и т.д.)
- Временные затраты (поездка к месту совершения покупки, выбор товара, ожидание товара)
- Расходы на приведение купленного товара в соответствие с потребностью (временные и финансовые
Приведу пример.
Проведем сравнительный анализ вариантов в случае, если покупатель захотел стейк на ужин. Результаты приведены в таблице: