А что Вы реально видите, когда анализируете продажи по магазинам

Все знают что такое планограмма, но как ее анализировать в масштабе реального времени?

6 сентября стартует курс "Категорийный менеджмент. Повышение квалификации" на котором мы ответим на эти и многие другие вопросы.

Формат: 2 двухчасовых on-line занятия с Сергеем Илюхой по вторникам и пятницам.

Также Вы можете пройти видеокурс самостоятельно, в удобное для Вас время с разбором заданий Сергеем Илюхой.

А что Вы реально видите, когда анализируете продажи по магазинам
В идеале управление ассортиментом категории осуществляется по следующей методике:
1. Распределяются места на оборудовании
2. Рассчитываются квоты
3. Прорисовываются планограммы
4. Вносятся соответствующая информация в карточки товара и настройки в автозаказ
5. Все магазины соответствующего формата работают с одинаковой выкладкой и наличием товара.
Этот алгоритм мы подробно разбираем на курсе.

В реальности все не так. Категорийный менеджер проводит анализ продаж не в отдельном магазине, а по группе магазинов аналогичного формата. Эту же информацию он передает поставщикам для управления продажами.

Эта информация очень важна для поставщика, так как рассмотренные в этой статье ошибки очень больно бьют в первую очередь по ассортименту поставщика.

И чем больше магазинов, тем менее информация отражает реальную ситуацию!!! Разберемся в причинах и поговорим о путях решения

Есть два основных критерия оценки эффективности продаж каждого наименования продукции:

  • Продажи на SKU в целом по сети
  • Продажи на SKU из торговой точки.

Второй критерий более точный и при расчете для отдельного магазина и для отдельной номенклатуры дают достоверные результаты.

Но как правило идет усреднение по категории с точки зрения ассортимента и по формату с точки зрения выбора магазинов. Но нет двух магазинов с одинаковым наличием товара. При одинаковой матрице и выкладке, допустим 50 SKU в исследуемом периоде активны могут быть 70 и даже 100 SKU. В результате - неверная оценка эффективности продаж. Разберем причины и методы устранения ошибок.

Причины неверной оценки эффективности продаж

А что Вы реально видите, когда анализируете продажи по магазинам

ПРИЧИНА 1. НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ МАГАЗИНЫ

Для анализа выбрали магазины с разной площадью выкладки. Т.е. при формальном отнесении магазинов к одному формату, выкладка анализируемой категории составляет, допустим, от 70 (1 стеллаж) до 140 (2 стеллажа). Что приводит к различной доли продаж категории в обороте торговой точки и разной эффективности продаж.

Решение: выбирать для анализа магазины с одинаковой площадью выкладки и, по возможности, с одинаковой целевой аудиторией. Если это невозможно – то с одинаковой долей категории в товарообороте (эффективностью продаж).

Хотите записаться на обучение?

ПРИЧИНА 2. НЕ УЧТЕНА ВАРИАТИВНОСТЬ АССОРТИМЕНТА И НАЛИЧИЕ ВЫВЕДЕННЫХ ИЗ МАТРИЦЫ ТОВАРОВ

В выбранной категории в течении последних месяцев могли быть проблемы или существенные корректировки ассортимента. Для этого есть ряд объективных причин:

  • Некоторые бренды ушли с рынка, но на момент ухода в торговых точках были разные остатки или же разная скорость продаж, поэтому в одних магазинах они уже «вымылись», а в других активно продаются.
  • Сюда же можно отнести товары, выводимые из матрицы.

Решение: Выделить эти товары в отдельную группу и анализировать отдельно, пересчитывая для сводного отчета в средние продажи магазина формата.


  • В категории велика доля регионального ассортимента. Это приводит к тому, что существенно возрастает количество активных SKU в категории и приводит к занижению средних продаж на SKU.

Решение: Эти товары надо также свести в отдельный список и считать средние продажи по торговой точке, учитывая реальную географию присутствия.


  • В категории одни и те же высоколиквидные товары, не ушедшие с рынка, поставляют разные дистрибьюторы (логисты), в результате чего возникают проблемы, рассмотренные в п. 2.1. Или же директора магазинов или закупщики, имея возможность вносить корректировки в автозаказ, заказывают товар в соответствии со «своим видением», вызывая OOS.

Решение: Провести анализ наличия товара по основным брендам, особенно по тем магазинам, где при одинаковой средней эффективности продаж существенно отличается эффективность по отдельным поставщикам/брендам.

А что Вы реально видите, когда анализируете продажи по магазинам

ПРИЧИНА 3. НАРУШЕНА ЛОГИКА УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДАМИ И ТОРГОВЫМИ МАРКАМИ

Надо навести порядок с учетом эффективности поставщиков и брендов. Поясню:

Бренд – линейка товаров под единой торговой маркой, которую покупатель видит на упаковке. Бренд определяет позиционирование товара, доверие и восприятие покупателем его премиальности.

Поставщик – логистический партнер торговой сети, который продает нам товары под определенными брендами. Покупателю все равно, кто привез товар. А вот закупщику нет: различные поставщики дают разные коммерческие условия, время выполнения заказа, уровень сервиса и т.д. Кроме того, один и тот же товар в зависимости от ситуации могут возить различные поставщики.

Решение: Надо ввести две отдельных строки в карточке товара: При управлении ассортиментом – важен бренд. При управлении логистикой и доходностью: и бренд, и поставщик.

Есть технологии решения всех этих проблем. Но сначала их надо выявить и понять причины. Это Вы можете сделать, пройдя тренинг или заказав аудит у Сергея Илюхи

До встречи на тренинге и выгодных продаж!