Все знают что такое планограмма, но как ее анализировать в масштабе реального времени?
6 сентября стартует курс "Категорийный менеджмент. Повышение квалификации" на котором мы ответим на эти и многие другие вопросы.
Формат: 2 двухчасовых on-line занятия с Сергеем Илюхой по вторникам и пятницам.
Также Вы можете пройти видеокурс самостоятельно, в удобное для Вас время с разбором заданий Сергеем Илюхой.
Есть два основных критерия оценки эффективности продаж каждого наименования продукции:
Второй критерий более точный и при расчете для отдельного магазина и для отдельной номенклатуры дают достоверные результаты.
Но как правило идет усреднение по категории с точки зрения ассортимента и по формату с точки зрения выбора магазинов. Но нет двух магазинов с одинаковым наличием товара. При одинаковой матрице и выкладке, допустим 50 SKU в исследуемом периоде активны могут быть 70 и даже 100 SKU. В результате - неверная оценка эффективности продаж. Разберем причины и методы устранения ошибок.
ПРИЧИНА 1. НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ МАГАЗИНЫ
Для анализа выбрали магазины с разной площадью выкладки. Т.е. при формальном отнесении магазинов к одному формату, выкладка анализируемой категории составляет, допустим, от 70 (1 стеллаж) до 140 (2 стеллажа). Что приводит к различной доли продаж категории в обороте торговой точки и разной эффективности продаж.
Решение: выбирать для анализа магазины с одинаковой площадью выкладки и, по возможности, с одинаковой целевой аудиторией. Если это невозможно – то с одинаковой долей категории в товарообороте (эффективностью продаж).
ПРИЧИНА 2. НЕ УЧТЕНА ВАРИАТИВНОСТЬ АССОРТИМЕНТА И НАЛИЧИЕ ВЫВЕДЕННЫХ ИЗ МАТРИЦЫ ТОВАРОВ
В выбранной категории в течении последних месяцев могли быть проблемы или существенные корректировки ассортимента. Для этого есть ряд объективных причин:
Решение: Выделить эти товары в отдельную группу и анализировать отдельно, пересчитывая для сводного отчета в средние продажи магазина формата.
Решение: Эти товары надо также свести в отдельный список и считать средние продажи по торговой точке, учитывая реальную географию присутствия.
Решение: Провести анализ наличия товара по основным брендам, особенно по тем магазинам, где при одинаковой средней эффективности продаж существенно отличается эффективность по отдельным поставщикам/брендам.
ПРИЧИНА 3. НАРУШЕНА ЛОГИКА УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДАМИ И ТОРГОВЫМИ МАРКАМИ
Надо навести порядок с учетом эффективности поставщиков и брендов. Поясню:
✅ Бренд – линейка товаров под единой торговой маркой, которую покупатель видит на упаковке. Бренд определяет позиционирование товара, доверие и восприятие покупателем его премиальности.
✅ Поставщик – логистический партнер торговой сети, который продает нам товары под определенными брендами. Покупателю все равно, кто привез товар. А вот закупщику нет: различные поставщики дают разные коммерческие условия, время выполнения заказа, уровень сервиса и т.д. Кроме того, один и тот же товар в зависимости от ситуации могут возить различные поставщики.
Решение: Надо ввести две отдельных строки в карточке товара: При управлении ассортиментом – важен бренд. При управлении логистикой и доходностью: и бренд, и поставщик.
Есть технологии решения всех этих проблем. Но сначала их надо выявить и понять причины. Это Вы можете сделать, пройдя тренинг или заказав аудит у Сергея Илюхи
До встречи на тренинге и выгодных продаж!