Я разработал следующий алгоритм уточнения структуры покупателей:
- Определяем наиболее значимую группу товаров в магазине. Это зависит от специализации магазина. Например, в магазине у дома это бакалейная группа.
- Делим рабочее время на 5 диапазонов. Меньше не информативно – больше сложно для анализа.
Условно это следующие диапазоны:
Раннее утро – время, когда делаются покупки по пути на работу
Утро – время, когда делают основные покупки пенсионеры и неработающие домохозяйки
День – обеденное время вплоть до времени, когда заканчивается рабочее время
Вечер – время, когда покупатели совершают закупки для семьи на вечер (после работы)
Поздний вечер – время до закрытия магазина, когда совершаются разовые или импульсные покупки.
3. Выбираем период анализа. Желательно не менее месяца, но при этом не должно быть событий (праздников и т.п.) и сезонных колебаний.
4. Выбираем показатель. Так как мы анализируем поведение покупателей по ситуации, разумно выбрать в качестве критерия структуру чека, т.е. долю категории в товарообороте в рассматриваемый период времени.
5. Выбираем порог отклонения. Так как нас характеризует не общая структура чеков по периодам, а отклонения, то надо определить, какое отклонение доли продаж категории от средних продаж является критическим. Я обычно для первоначального исследования устанавливаю порог 10 % от среднего значения.
6. Анализируем отклонения в доле продаж исследуемой категории: