Рис. 1. Рейтинг интересов закупщикаЕсли разобрать
потребности человека по значимости, то на первое место, бесспорно, выходит достижение личных целей: самореализация, дружба и общность, желание безопасности и комфорта. Для закупщика в эту группу могут попасть следующие цели:
- Желание создать лучший ассортимент, чтобы о магазине говорили на всех конференциях
- Внедрить инновационные решения
- Развивать в ассортименте тренды, поклонником которых является
- Ввести в ассортимент марки, которые любит сам или члены его семьи
- Оптимизировать список поставщиков, чтобы было комфортно и безопасно работать
- Наказать неудобного поставщика
Я несколько утрирую, но, прочитав перечисленные причины, вы согласитесь – имея такие мотивы, закупщик легко пойдет на минимально допустимые условия сотрудничества, чтобы заключить контракт и получить желаемое.
Вторая важная группа задач –
решение проблем. Произошло нечто, что вынуждает закупщика отложить все дела и срочно заняться решением проблемы. Часто ситуация усугубляется тем, что вопрос находится на контроле у руководства.
- Срывается промо-акция.
- Резкий незапланированный скачок продаж.
- Разорван контракт с ключевым поставщиком и т.д.
В этих случаях вопрос в переговорах с торговыми сетями ставится не «на каких условиях мы будем работать», а «ты можешь это сделать в необходимые мне сроки?».
Следующий уровень по значимости –
срочные задачи, решение которых ограничено во времени (месяц, квартал). Задачи находятся на контроле у руководства, и за их выполнение чаще всего идет отдельная мотивация или демотивация. Это планы по развитию категории или поставщика, специальная задача по повышению какого-то показателя, продажа остатков или неликвидов...
На четвертой ступени стоят стандартные задачи, которые необходимо решать регулярно. Это и есть наши KPI. Их выполнение контролируется, но контроль и мотивация за перевыполнение или недовыполнение планов достаточно условны.
Пятая ступень – решение несрочных и второстепенных задач. Их можно откладывать бесконечно.
Как видите, задача повышения KPI является далеко не первостепенной и в случае срочных задач или проблем принятие решения, повышающего KPI, может быть отложено.
2. Не на все показатели можно повлиятьВернемся к распространенным показателям. Допустим, поставщик решил делать акцент на рост товарооборота. При этом ситуация практически идеальная: закупщик серьезно относится к KPI,а товарооборот является не просто значимым показателем, а используется для расчета бонусной части зарплаты. И вот поставщик говорит: «По нашим оценкам, заменив существующего поставщика на нас, вы будете продавать каждую единицу товара на 5% дороже, что существенно увеличит товарооборот в подкатегории». А закупщик отвечает: «Извините. Неинтересно!».
Почему получен отказ? Закупщик посчитал рост товарооборота маловероятным и незначительным.
Часть покупателей переключится на другие, возможно, более дешевые товары. В результате товарооборот вырастет не на 5, а на 2-3%. Это несущественно.
Если же закупщик ведет несколько товарных категорий, и обсуждаемая категория составляет в его «личном портфеле», допустим, 10%, то наивно рассчитывать, что рост ее продаж даже на 15-10% будет для закупщика достаточным мотиватором.
3. Нет доверия к достижимости результатаПри предложении увеличить продажи необходимо доказать, что предлагаемый результат в принципе достижим. При работе с KPI важны технологии, опыт, экспертиза. Чтобы увеличить товарооборот, необходимо уметь организовывать производство, логистику и розничные продажи. И доказать свою компетенцию в работе именно с этим показателем. Что может послужить доказательством?