Ближайшие тренинги Сергея Илюхи

Метод исторического исследования цен для рынка, закупок, управления розничной ценой

Метод исторического исследования цен представляет собой один из наиболее эффективных инструментов, используемых розничными сетями при закупках и розничном ценообразовании. Наилучшие результаты метод дает при работе на рынке с динамично меняющимися условиями или существенными сезонными колебаниями цен производителей или спроса. Этот метод позволяет глубже понять, как формировались и изменялись цены на товары в прошлом, что даёт возможность прогнозировать их поведение в будущем.
Метод исторического исследования цен для рынка, закупок, управления розничной ценой
Перед тем, как рассказать о самом методе, расскажу об основных возможностях, которые предоставляет понимание динамики изменения цен:
1.Закупить товары до начала сезонного роста цен на сырье
2.Закупить товары до традиционного изменения цен производителями и поставщиками
3.Удержать розничные цены при сезонном росте их у конкурентов
4.Спланировать промо с учетом традиционного изменения спроса
5.Оценить эластичность спроса на отдельные товары или категории товаров, оценивая изменение продаж при изменении розничных цен.
Основные этапы метода
Основные этапы метода
  1. Сбор данных о ценах: На первом этапе необходимо собрать данные о ценах на интересующие товары за определенный период, я рекомендую не менее года. Важно учитывать не только средние цены, но и факторы, которые могли на них влиять: сезонность, акции, изменения в структуре спроса и предложения, экономические и политические события.
  2. Анализ причинно-следственных связей: Далее проводится анализ, цель которого — выявить зависимости между изменениями цен и внешними факторами. Например, можно изучить, как влияли на цены инфляционные процессы или колебания валютных курсов, погода, действия конкурентов.
  3. Сегментация по периодам и категориям: Применение метода подразумевает сегментацию данных по временным периодам и категориям товаров. Это позволяет выделить ключевые периоды и категории, где наблюдались наиболее значимые и прогнозируемые изменения.
  4. Построение моделей и прогнозов: На основе исторических данных и выявленных зависимостей можно строить модели для прогнозирования цен. Эти модели помогают не только предвидеть колебания цен в будущем, но и выбирать оптимальные моменты для закупок или изменения ценовой политики.
Преимущества метода
При правильном подходе и корректных алгоритмах современные методы работы с большими объемами данных позволяют делать достаточно корректное статистическое усреднение. Но у любой статистический метод имеет один недостаток – он использует усреднение. Поэтому надо создавать многомерные модели, описывающие ситуации на основе нескольких триггеров. И все равно принятие действий на основе набора триггеров будет являться вероятностной задачей и еще долгое время будет требовать принятия решения человеком с учетом вероятности наступления события, возможных выгод от использования ситуации, расходов для создания, допустим, дополнительного товарного запаса, и риска, допустим, потери покупателей при неправильном прогнозе изменений розничной цены или действий конкурентов.

Таким образом, метод исторического исследования цен является важным инструментом в арсенале категорийного менеджера, позволяя не только глубже понимать рынок, но и вырабатывать стратегические решения, которые принесут конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.
Хотите записаться на обучение?