Существует три основных подхода к ценообразованию:
2.1. Метод наценки (cost-plus pricing) или нормативное ценообразование.Этот метод основан на добавлении фиксированной наценки к себестоимости товара. Он широко используется в розничной торговле и производстве, так как позволяет прогнозировать прибыльность. Предполагается, что покупатель имеет представление о цене товара, но не помнит ее. Поэтому достаточно держать среднерыночную цену, делая фиксированную наценку на все товары категории.
Формула:
Цена = Себестоимость * (1+ % наценки)
Пример: Если себестоимость товара 500 рублей, а наценка 50%, цена составит:
500 + (1 × 0,5) = 750 рублей
- Достоинство: Простота расчетов
- Недостаток: Не учитывает ситуацию на рынке.
2.2. Конкурентное ценообразование (market-based pricing)Этот метод предполагает установление цены на основе анализа рынка и цен конкурентов. Он особенно актуален для товаров, о ценах на которые покупатель хорошо информирован, а торговая сеть использует эти товары для подчеркивания своего позиционирования. Ритейл применяет его для товаров первой цены и KVI, при других способах продаж метод применим к биржевым товарам, для которых не важен бренд.
При расчете розничной цены в данном случае используется индекс розничной цены (ИРЦ) – коэффициент, показывающий отношение цены на товар в магазине к цене конкурентов.
Цена = Цена конкурентов*ИРЦ
Пример: Если цена у конкурентов 750 рублей, а ИРЦ 0,9 цена составит:
750*0,9 = 675 рублей
Существует три стратегии конкурентного ценообразования:
ИРЦ<1. Цена ниже конкурентов – используется для привлечения покупателей и увеличения объёма продаж.
ИРЦ=1. Цена на уровне конкурентов – помогает соответствовать рыночным ожиданиям.
ИРЦ>1. Цена выше конкурентов – оправдана при наличии уникальных характеристик, премиального бренда или высокой воспринимаемой ценности.
- Достоинство: Подчеркивает позиционирование.
- Недостаток: Требует постоянного мониторинга цен конкурентов.
2.3. Ценообразование, основанное на ценности (value-based pricing) (воспринимаемой ценности товара) Этот метод основывается на восприятии товара покупателем. Цена формируется не только из себестоимости, но и из оценки ритейлером, сколько покупатель готов за него заплатить. Приверженности к бренду, информированности о цене, уникальности, соответствия личному восприятию ценности и т.д.
Пример: Компания продаёт органические продукты. Себестоимость – 700 рублей, но покупатели готовы платить 1500 рублей за качество и бренд. Подходит для нишевых и премиальных товаров.
- Преимущество: Позволяет получить дополнительный доход.
- Недостаток: Субъективен. Требует тщательного изучения потребностей целевой аудитории и все равно опирается на экспертную оценку.