Стратегические причины – сокращение ассортимента категории в целом из-за:
- Сокращения площади магазина. Например, часть торговых площадей передается арендаторам.
- Перераспределения полочного пространства между категориями. Категория показала низкую эффективность и часть места на полке передается более эффективным.
- Изменение роли категории. Например, категорию назначили специальной целевой для привлечения определенных групп покупателей, но решить эту задачу не удалось и по итогам тестового периода категорию сделали специальной удобной с сокращением ассортимента.
Особенность корректировки ассортимента по стратегическим причинам в том, что решение принимается не на уровне закупщика.
Тактические причины – исключение конкретных товаров поставщика из-за:
- Низких продаж. Товары попали в категорию С и их заменяют на более продаваемые.
- Низкой маржинальности. Высокий уровень конкуренции или плохие условия закупки не позволяют поддерживать нормативную наценку
- Неэффективной логистики и проблем с поставками.
- Недостаточного уровня сервиса, маркетинговой поддержки или промо-активностей.
- Введения нового стратегически важного поставщика.
- Расширения ассортимента лидера целевой или основной категории за счет ввода генераторов бонусов.
- Принятия решения об уменьшении квот для брендов из-за увеличения доли СТМ.
В этом случае решение принимает сам закупщик и надо определить, может ли он уменьшить ассортимент других поставщиков или же мы единственные, чей ассортимент можно сократить без пересмотра условий крупных контрактов.